8 (495) 7307875

Вальдорфский сад

Вальдорфская система образования основана на уважении к детству. Ее цель - развить природные способности каждого ребенка и укрепить веру в собственные силы, которая понадобиться ему во взрослой жизни. Основой вальдорфской педагогики является уважение к индивидуальности каждого человека, к его свободе и творческим возможностям.

В первые 3 года своей жизни ребенок усваивает прямостояние и учится говорить в непосредственном контакте прежде всего с матерью или с ухаживающим за ним лицом (няней). После того как около 3 лет ребенок начинает говорить о себе «я», т.е. появляется и укрепляется сознание «Я», а также наступают известные изменения в его поведении, например, возникают новые формы игры (свободная ролевая игра), ребенка можно отдать в детский сад, не нарушая при этом его здорового развития. В более раннем возрасте отдавать ребенка в детский сад не рекомендуется.

Общие принципы природосообразности развития и воспитания вальдорфского детского сада:

— воспитание через подражание и пример;

— культивирование многообразных форм игровой деятельности (прежде всего «свободной игры», ритмических игр, традиционных народных игр и др.);

— ритм и повторение;

— общий художественно-эстетический фон.

Главным содержанием работы в вальдорфском детском саду является освоение народной культуры и разнообразыных видов художественной деятельности. Сказки, песни, танцы, мифы пронизывают жизнь детей. Одним из наиболее распространенных занятий является рисование. Кроме того проводятся такие занятия, как лепка из воска, пение, танец, ритмика, театрализованные представления и др.

Однако главной и самой важной деятельностью детей является игра. Свободная сюжетно-ролевая игра детей рассматривается как специфическая для дошкольников форма подражания, в которой ребенок постигает мир и выражает себя. Все поведение воспитательницы и оборудование детского сада способствуют свободной игровой деятельности детей.

Организационной основой жизни вальдорфского детского сада являются ритм и повторение. Ритм дня предствавляет собой чередование "выдоха и вдоха", т.е. самостоятельных форм детской активности, когда ребенок выражает и проявляет себя (выдох), и занятий с воспитательницей, когда ребенок впитывает, вбирает в себя что-то новое (вдох).

Наш детский сад

Прежде всего - это группа, в которой царит радостная, творческая, деятельная и при этом спокойная атмосфера. Это большая семья детей, воспитателей и родителей, в которой есть взаимное внимание и интерес. Где каждому найдется друг, интересная игра и дело.

Чем же мы будем заниматься с детьми?

Прежде всего играть.

Дети, вместе со взрослыми будут готовить еду, убирать дом, ухаживать за растениями, вышивать, ткать, лепить, рисовать, петь. Во время подвижной игры и хороводов обязательно будем бегать, прыгать, топать, хлопать, водить хороводы.

На улице будем играть в мяч, прыгать в прыгалки, балансировать на бревне, лазать по деревьям, играть в салочки. Кататься с горки. Лепить из песка, глины и снега.

Каждый день мы будем слушать сказку, а иногда смотреть кукольный спектакль.

Вместе будем учиться дружить, помогать друг другу, делиться, заботиться о малышах.

С детьми и родителями будем готовить и проводить красивые праздники: рождество, масленица, праздник урожая, праздник фонариков, дни рождения и другие.

Какими мы хотим, видеть наших детей?

Жизнерадостными, дружелюбными, крепкими физически и душевно, уравновешенными, открытыми, с живым интересом ко всему, креативными, волевыми, внимательными и заботливыми к другим, ценящими труд свой и других людей, умеющими жить в мире и любви.

Конечно, над этим предстоит трудиться многим педагогам и родителям, и дома и в школе.

А в детском саду мы можем посеять семена лучших человеческих качеств, которые непременно, в свое время, взойдут.

Важное в нашей педагогике.

Дети - это отпечаток всего, того что их окружает. Они осваивают мир благодаря способности к подражанию и сильной воле. Благодаря ритму и повторению дети чувствуют себя уверенно и спокойно. С помощью сказок мы можем передать народную мудрость и красоту языка. Во время подготовки и проведения праздников - дать пищу для души. Делая с детьми простую работу по дому - приготовление еды, мытье посуды, ткачество, уход за растениями и др. - научить ценить труд других людей.

Исходя из этого, мы будем создавать уют и красоту в нашей группе. Окружим детей любовью и миром. Будем с детьми такими, какими хотим их вырастить. Делать все с интересом и радостью. Вся наша жизнь будет продумана и иметь ритм дня, недели, года. Подготовим игрушки и обустроим игровую комнату так, что бы они пробуждали фантазию и побуждали к игре. Вместе с детьми будем делать самую простую и понятную им домашнюю работу.

Наши занятия.

Взрослый человек уже знает, что окружающий мир многообразен, интересен, красив. Вот и надо увлечь малыша исследованием Мира: дать ему потрогать самому, почувствовать, узнать интересное у нас, взрослых. Только так появляется самостоятельно мыслящий, высокоинтеллектуальный, творческий человек. Для общего интеллектуального развития ребенка полезно пробовать свои силы в разнообразных занятиях. Важно лишь, чтобы эти занятия были ребенку интересны. И никогда не надо забывать, что ребенку в раннем возрасте важен не результат его деятельности, а процесс. Чем бы он не занимался. А этот процесс – игра.

Занятия в нашем саду включают в себя:

- развивающие занятия

- музыкально-ритмические, жестовые, пальчиковые игры;

- танцы

- пение;

- живопись;

- лепку из воска и глины;

- сказки, кукольные спектакли;

- рукоделие, работу с бумагой, глиной, природными материалами, непряденой шерстью, ткачество, плетение и др.

- английский язык

- подготвку к школе

- айкидо

Занятия представляют собой единое целое, не делятся на уроки, помогают ребенку пережить и воспринять окружающий мир образно и целостно, в радостной и творческой атмосфере.

«Эпоха» длится 3-5 недель, заканчивается общим праздником.

На занятиях в игровой форме мы:

- изучаем основы математических представлений фигуры, категории цвета-формы-объема, количество, взаимно-однозначные соответствия по заданному признаку, множества и действия с множествами)

- развиваем речь (слушаем друг друга, читаем книги и беседуем, комментируем действия, играем в сказку, используем звукоподражательные слова, пользуемся пальчиковой гимнастикой)

- конструируем (мастерим все из всего в соответствии с темой занятия)

- рисуем (пальчиками, палочками, кисточкой, карандашами, восковыми мелками)

- затрагиваем всевозможные темы, с которыми в своей жизни сталкивается ребенок (естествознание, безопасность жизни, правила поведения в обществе, этикет…)

Логопедические занятия, включающие в себя: жестовые и пальчиковые игры, музыкально-ритмические игры.

Полноценная речь является необходимым условием становления и функционирования человека, лежит в основе формирования личности, влияет на коммуникативные возможности ребенка, а значит, его умение взаимодействовать в социуме. Важно не просто научиться говорить на родном языке, но и делать это правильно. Неразвитая устная речь влечет за собой и обязательные ошибки в чтении ( дислалия) и письменной речи ( дисграфия), что приводит к общей неуспешности детей в учебе. Различные речевые расстройства широко распространены среди детей дошкольного, а также младшего школьного возраста. Это связано со многими, как социальными, так и медицинскими особенностями в современном обществе.

Научить ребенка говорить связно, правильно, богато, не допуская ошибок и исправив дефекты речи (фонетические и грамматические) - цель логопедических занятий.

Для полноценной подготовки детей к школе нужно решить ряд задач:

- выработать у детей навык продуктивной учебной деятельности,

- устранить фонетико-фонематическую недостаточность,

- сформировать навыки звукового и морфемного анализа, а затем и послогового чтения,

- обогащать лексический словарь ребенка,

- развить связную речь – диалогическую и монологическую,

предупредить нарушения письма и чтения (дисграфию, дислалию, дизорфографию), вероятность проявления которых особенно велика у детей с речевыми проблемами.

Эти и сопутствующие им проблемы будут решаться на логопедических занятиях квалифицированно, комплексно и систематически в доступной игровой форме, с элементами театрализации, включая в себя логоритмику и артикуляционную гимнастику.

Рукоделия.

В нашем саду дети познакомятся с возможностями различных традиционных художественных материалов: гуаши, акварели, восковые мелки и тд.. В программу включены и задания по созданию объемных объектов и игрушек. Мы превратим обычные баночки в цветные подсвечники, банки, бутылки – в нарядные вазы, открытки, вышитые картины и мешочки, которые найдут себе место в любом уголке Вашего дома. А игрушки из валеной шерсти согреют Вас своим природным теплом и мягкостью в самый холодный вечер.

Приглашаем и родителей, ведь созданное вместе останется в Ваших сердцах и памяти светлым маячком совместного творчества.

Подвижные игры, йога, шумовой оркестр этнических инструментов.

Зачем ребенку заниматься хореографией? Да все очень просто! Во-первых, традиционные осанка, пластика, чувство ритма и т.д. А еще танцы и музыка помогают решить и другие, куда более важные педагогические задачи. Например, такие, как адаптация ребенка в коллективе (ведь рано или поздно это потребуется) или стимуляция творческой активности, известной сейчас под модным словом «креативность».

Как объяснить ребенку, что такое ритм? Да нужно, чтобы дети сами «сделали» его! Для этого существует наш шумовой оркестр и специально подобранные куплеты, сочетающиеся с движениями.

В нашей программе мы адаптировали традиционную гимнастику для самых маленьких наших учеников. Им более понятны ассоциации с животными, птицами, явлениями природы и другими окружающими предметами, чем обычное «делай раз, делай два». Заодно развивается образное мышление и творческая активность. Наличие разнообразного реквизита, используемого на занятиях, помогает детям легче и быстрее усвоить материал.

И конечно же, мы разучиваем и танцуем самые зажигательные и веселые танцы народов мира. Здесь и итальянская «Тарантелла», и различные польки, и многое-многое другое. Весь процесс обучения проходит в доступной для детей форме, чередуется с музыкальными играми и творческими заданиями. Наша программа реализована в нескольких детских центрах, и при регулярных занятиях результаты не заставляют себя долго ждать.

Текст: Екатерина Куминова